В ходе прокурорской проверки выявлены нарушения закона в учреждениях дополнительного образования

10.07.2013

Республика Ингушетия

Проведена прокурорская проверка с привлечением специалистов Министерства образования и науки республики и Управления Роспотребнадзора по Республике Ингушетия.

Установлено, что в республике по состоянию на 1 июля 2013 года функционирует 27 учреждений дополнительного образования детей с общим охватом воспитанников 13078 детей.

Проверка показала, что большинство учреждений дополнительного образования осуществляют свою деятельность без соответствующих лицензий.

Так, ГБОУДО «Республиканский Центр творчества детей и юношества» образовательная деятельность осуществляется в отсутствие лицензии (разрешения) на право ведения образовательной деятельности.

Между тем, как следует из подпунктов 1,2 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1, образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством РФ.

В силу подпунктов 2,3,4 ст. 33.1 Закона об образовании, образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 14 раздела II Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 26.06.2012 за №504, право на осуществление образовательной деятельности возникает у учреждения с момента выдачи ему лицензии на осуществление образовательной деятельности.

В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011г. за №174 лицензирование образовательной деятельности осуществляется органом исполнительной власти субъектов РФ, в частности Министерством образования РИ.

Таким образом, неполучение образовательным учреждением лицензии противоречит действующему законодательству и свидетельствует о несоблюдении требований, предъявляемых к лицензированию, что создает угрозу жизни и здоровья, пребывающих в нем учащихся, педагогического коллектива.

Кроме того, в ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что ГБОУДО «Республиканский Центр творчества детей и юношества» в нарушение пункта 25 части 2 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» не обеспечено создание и ведение официального сайта образовательного учреждения в сети «Интернет».

Отсутствие у образовательного учреждения официального сайта нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних и их законных представителей, а также не позволяет в полной мере обеспечить доступность информации об образовательном учреждении, препятствует приобщению педагогов, учащихся и их родителей к современным технологиям обучения.

Также, проверкой выявлены нарушения, допускаемые ГБОУДО «Республиканский Центр творчества детей и юношества» в части исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

Установлено, что в учреждении не предусмотрены раздельные раздевалки и душевые для мальчиков и девочек, что является нарушением п.п. 4.5.СанПиН 2.4.4.1251-03 и статей 24, 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 за №52-ФЗ; отсутствует горячее водоснабжение, что является нарушением п.5.7.10 СанПиН 2.4.4.1251-03; в ряде помещений, в том числе в компьютерном классе и в помещении приема пищи стены побелены известью, не имеют моющую поверхность, что является нарушением п.п.З.Ю.СанПиН 2.4.4.1251-03.

В соответствии с пунктом 3.4 Положения об отделе воспитания, дополнительного образования и социальной реабилитации Министерства образования и науки республики одной из функций отдела является руководство и контроль над организационно-педагогической деятельностью.

Проверкой установлено, что в планы работы Министерства образования и науки РИ за 2012 и 2013 годы и в планы указанного выше отдела не включено ни одного мероприятия для реализации возложенных на отдел функций по контролю над организационно-педагогической деятельностью учреждений дополнительного образования.

Таким образом, работа, в этом направлении министерством не проводилась.

Между тем, пунктом 3.4 Должностного регламента начальника отдела воспитания, дополнительного образования и реабилитации детей министерства образования и науки РИ утвержденного приказом МО РИ № 423-п от 19.07.2012 на начальника отдела возлагаются функции обеспечения выполнения задач и функций отдела, определенных Положением об отделе воспитания, дополнительного образования и социальной реабилитации детей Министерства.

По результатам проверки внесено 14 представлений об устранении нарушений закона, в том числе в адрес министра образования и науки республики, заявлено 4 иска о признании бездействия должностных лиц незаконными, принесено 3 протеста и возбуждено 4 административных производства.

По результатам проверки подготовлено информационное письмо.

Источник: Новости Прокуратуры РФ